Всего понемножку

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Елена Образцова

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://s017.radikal.ru/i414/1501/4d/a82a2a6c776b.jpg

Елена Васильевна Образцова (7 июля 1939, Ленинград — 12 января 2015, Лейпциг) — советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, педагог, профессор. Народная артистка СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1976).

Биография

Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье Василия Михайловича Образцова (1905—1989) и Натальи Ивановны Образцовой (1913—1994). Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.
В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по её рекомендации в 1957 году Елена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.
В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. В 1963 году, будучи студенткой консерватории, Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
В 1964 году окончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу профессора А. А. Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). С того же года — солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра Ла Скала выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене Ла Скала в главных партиях.
В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил её в статусе звезды мировой оперы.
Через несколько месяцев Образцова выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения». В русской опере главные партии Образцова исполнила в «Хованщине» М. Мусоргского (Марфа), «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (Любаша), «Пиковой даме» П. Чайковского (Графиня), партию которой исполняла с 1965 года почти 40 лет.
Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. — Эболи). Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».
В 1973—1994 годах Образцова преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.
Мощный пласт вокального творчества примадонны связан с музыкой Георгия Свиридова, сочинённой и посвящённой композитором непосредственно Образцовой: вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980), поэмы на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» (1983) в редакции для меццо-сопрано.
Образцова выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска», имела обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др. Любимейшими и великими партнёрами называла теноров Владимира Атлантова и Пласидо Доминго. Образцова особо выделяла работу с дирижёрами Даниэлем Баренбоймом, Гербертом фон Караяном, Пласидо Доминго.
В 2000 году Образцова дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда. В 2003—2004 годах состоялись её выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.
В 2007—2008 гг. возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
В Петербурге Елена Образцова руководила культурным центром, названным её именем, где работала с молодыми исполнителями. В Москве функционирует Фонд Елены Образцовой — благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.
Преподавала в Токийской музыкальной академии, читала лекции на японском языке. Образцова владела также итальянским и французским языками.
Масштабная творческая деятельность певицы и её заслуги перед российской и мировой музыкальной культурой нашли отражение в многочисленных публикациях музыковедов и искусствоведов.
Была почётным членом Пушкинской академии (1995), академиком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академиком Академии российского искусства (1999), членом Международного общества друзей Русского музея (1998).
С 2014 года Образцова страдала от лейкемии, из-за нездоровья был отменён её запланированный концерт в Кремле 11 декабря. С середины ноября проходила курс лечения в клинике Лейпцига, где был найден подходящий донор и проведена операция по пересадке костного мозга. Операция не принесла ожидаемого эффекта, поскольку ослабленный организм 75-летней пациентки не отреагировал должным образом. В конце 2014 года певицу в Германии навестили её давние друзья Иосиф Кобзон и Валентина Терешкова.
Елена Васильевна Образцова скончалась 12 января 2015 года в Лейпциге, где проводила зиму и проходила лечение по настоянию врачей. Церемония прощания проходила 14 января 2015 года в Большом театре.15 января 2015 года отпевание в Храме Христа Спасителя возглавил председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов). В этот же день певица была похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
Кончина Образцовой вызвала широкий отклик как среди поклонников творчества певицы, так и среди её великих партнёров по оперной сцене. «Прощай, моя любимая Кармен!», написал Пласидо Доминго. «Елена была фантастической артисткой и великолепным партнёром по сцене, каждая встреча с ней была большой радостью для меня. Мы с ней очень часто пели вместе: в „Дон Карлосе“, „Аиде“, „Кармен“, и всегда это было незабываемо», сказал Хосе Каррерас.

+1

2

Семья

Мужья:
Вячеслав Петрович Макаров (род. 1938) — физик-теоретик, доцент кафедры ФН4 в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Альгис Марцелович Жюрайтис (1928—1998) — дирижёр Большого театра, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Дочь и внуки:

дочь — Елена Вячеславовна Макарова (род. 1966), певица, ученица Монтсеррат Кабалье, оперный голос барокко, исполняет небольшие партии.
внук — Александр Макаров (род. 1988).
внучка — Элия.

+1

3

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

0

4

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

+1

5

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

+1

6

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

+1

7

12:08, 21 Января 2015г.
"Образцовая хулиганка". Елена Образцова, которую мы не знаем.Неизвестные ранее подробности из жизни неподражаемой солистки Большого театра Елены Образцовой раскрыли ее друзья.
http://s016.radikal.ru/i336/1501/e7/5f6f3a7ee008.jpg

Покорившая мир Образцова, похороненная 15 января на Новодевичьем кладбище в Москве, была необычной оперной звездой – живой, озорной, авантюрной. «Мама просила, чтобы никто не грустил, когда она уйдет», – сказала на прощании с певицей в Большом театре ее дочь, тоже Елена. Вместе с близкими друзьями Образцовой (все-таки плакавшими украдкой) мы решили приоткрыть ее для вас с неожиданной стороны, рассказав о самых неординарных поступках и реакциях Примадонны, которых она по статусу позволять себе вроде бы была не должна.-http://s015.radikal.ru/i330/1501/8c/bb32b60c7e2c.jpgЗатарилась в секс-шопе
– Лена была совершенным ребенком, любящим мир и искусство. В подтверждение этого я расскажу вам убийственную, обескуражившую лично меня историю, в которую я бы и сам никогда не поверил, если бы не видел собственными глазами, – интригует Роман Виктюк. – К тому же у меня есть свидетель, в конце узнаете, какой.
Начало 2000-х. Уже вышел наш «Антонио фон Эльба», где Леночка блистала с Димой Бозиным. И мы приступили к подготовке спектакля «Венера в мехах». Венера – персонаж, необыкновенно красивый телесно. Накануне репетиций мы с Еленой Васильевной поехали в Америку. Обычно ходили вместе, а тут я замечаю, что она периодически куда-то исчезает. Причем категорически не признается, где была, только одаривает меня таинственной улыбкой. Доконала она меня своими отлучками! Думаю: «Ну как так может быть? Она никогда себе такого поведения не позволяла!»http://s017.radikal.ru/i400/1501/6e/a792e7e75d73.jpg

+1

8

Вернулись в Москву. Неделя, другая – от Лены ни слуху ни духу. Трубку она не берет. Вдруг звонок: «Немедленно бросай все и приезжай ко мне домой». Зачем, почему – опять непонятно. Беру с собой Колю (Цискаридзе) – Лена его очень любила. Он: «Меня же не звали». Я настаиваю: «Идем вместе. Что-то у меня на душе нехорошо». Приходим, звоним в дверь. Не открывают. Берусь за ручку – открыто. Коля первый балетными прыжками влетает, осматривается. «Нет, – говорит, – ее нигде». Не может быть! Тогда уже иду я. Кричу: «Лена! Ты где?» Тишина. Мы с Колей не знаем, что и думать. Сели ждать.
Вдруг открывается дверь другой комнаты и в проеме появляется Леночка... Лысая! Худющая! Как потом выяснилось, она сбросила 17 кг! На ней все снаряжение, каким только могут пользоваться садомазохисты: ошейник с шипами, железяки, кожа, плащ, плетка в руке... Как она вспоминала продавщицу – сексуальную, с огромными губищами афроамериканку (Образцова в Нью-Йорке по магазинам «для взрослых» и бегала), выложившую перед ней весь ассортимент секс-шопа, – это я могу отдельно рассказать... Мы с Колей, конечно, ошалели, онемели. А Лена говорит: «Теперь я готова репетировать!» Кстати, потом она этими причиндалами украсила у себя дома комнату. Представляете себе реакцию гостей?!
«Опозорила» Терешкову.
– Мою Леночку – эту вечную девушку, которой она оставалась в душе, я впервые увидела в роли Кармен, – вспоминает Валентина Терешкова. – Моя мама обожала эту оперу, и после полета я решила сделать ей подарок. Пошли в Большой театр, там с Образцовой и познакомились. Леночка была моей ближайшей, вернейшей подругой. Она очень надежный человек. С ней бы, что называется, в разведку пошла. Но однажды Лена меня «подвела».http://s011.radikal.ru/i315/1501/ab/0808c16a0894.jpgИ Терешкова рассказала, как:

– Однажды я предложила ей, повидавшей, кажется, все, посмотреть пуск ракеты. Прилетели мы на космодром. Все шло нормально. Лена не отрывала глаз от стартовой площадки: «Не трогайте меня, не отвлекайте, я не хочу ничего пропустить». И вот – пуск! Дрожит земля, воздух! Ракета медленно поднимается... И вдруг моя Леночка, сильный человек, начинает натурально рыдать. Не плакать, а рыдать именно по-женски, по-настоящему. Я говорю: «Ты что меня позоришь? Тут полно генералов, мои коллеги...» Это надо было видеть: как звезда первой величины провожала ребят на работу в космос.

Отредактировано юлианна (2015-01-22 11:43:42)

+1

9

Охотно материлась
Образцова плевала на статус. Примадонной в классическом понимании слова она никогда не была. От звездной болезни предостерег отец: «Ленка, никогда не становись примадонной – они все дуры». Она была не сухая и не мокрая – настоящая. Отрывалась у Виктюка, «снисходила» до оценок пения Волочковой в попсовых «Двух звездах». На «Новой волне», надев набекрень бейсболку и сделав тату на руке, читала с Тимати рэп. А потом гоняла с ним, называвшим ее, годящуюся в бабушки и всю из себя легендарную, запросто – Ленок, по Юрмале на «Ламборджини» со скоростью 200 км/ч.http://s018.radikal.ru/i525/1501/01/6cb9b046f526.jpg– Елена Васильевна распространяла вокруг себя исключительный запах жизнелюбия в самом что ни на есть простом значении этого слова, – утверждает Дмитрий Дибров. Его программе «Временно доступен» («ТВ Центр») Образцова дала одно из последних телеинтервью. Будучи давно знакомой с ведущим, чувствовала себя очень раскованно, сыпала в эфире анекдотами на грани фола. – Недаром Фрэнсис Бэкон говорил: «В человеке не так смешно то, что он из себя представляет, как то, что он хотел бы из себя представлять». Образцова была не надутым консерваторским пузырем, а живым, светлым человеком.
По словам Диброва, квалификации у нее было настолько много, что она не считала чем-то постыдным плебейский юмор:
– Наоборот, охотно материлась. Типичная картина ее появления: возникает огромный, гигантский букет роз, с ним человек 10 прилипал, и в середине, как огромный кит, вплывает наша Елена Васильевна. Если она примечала кого-то, кто мог быть интересен ей в смысле энергетического обмена, одним движением отсекала свиту: «Иди сюда...» И пошло дело! Образцова мне очень напоминала Мстислава Ростроповича. Они два сапога пара. Тот тоже любил ядреное словечко и понимал, что быть и казаться – две разные вещи.
/досье:
Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Там же провела часть блокады. После войны пела в детском хоре Ленинградского дворца пионеров имени Жданова, а на выпускном экзамене в консерватории получила 5+. Сразу же после получения диплома стала солисткой Большого театра. Покорила не только Союз, но и «Ла Скала», и США. В Испании ее признали лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Также Образцова выступала в качестве оперного режиссера, пробовала себя на драматической сцене, преподавала в Токийской музыкальной академии (на японском языке, между прочим). В прошлом году у певицы диагностировали лейкемию, из-за которой был отменен ее декабрьский концерт в Кремле. Скончалась Елена Васильевна в Лейпциге, где проходила лечение: организм не перенес последствий операции по пересадке костного мозга.

(источник: http://sobesednik.ru/kultura-i-tv)

+1